Негласные правила общения с сотрудниками ДПС (мои комментарии)

Оригинал взят у в Негласные правила общения с сотрудниками ДПС (мои комментарии)

Товарищи автолюбители, специально для Вас я написал памятку о Ваших правах и обязанностях сотрудников ДПС на случай, если Ваше транспортное средство было остановлено полицией. Итак, стандартная ситуация — едите Вы как-то по дороге и вдруг, откуда не возьмись, с обочины, Вам машут полосатой палочкой. Останавливаемся и сразу вспоминаем "Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. N 185". Три года назад пункт 43 звучал так:

43. Контроль за дорожным движением может осуществляться как в открытой, так и в скрытой форме.

Но в 2010 году законодатели поняли, что главное — это не получение штрафа с автовладельцев,  а пресечение нарушения. В связи с чем вышли поправки к приказу, и данный пункт изложили в следующей редакции:

43. При контроле за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность для своевременного пресечения правонарушения. Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются. В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудник должен нести службу на освещенных участках дорог, иметь светящийся жезл и световозвращающее снаряжение.

Так что если сотрудник ДПС, как Коперфильд, появился прямо перед Вашим носом из неоткуда — смело заявляйте ему, что все его дальнейшие требования незаконны, так как он нарушает святое святых — приказ УВД. Кроме этого мы с Вами знаем о том, что частенько сотрудники ДПС "ловят" нерадивых нарушителей ПДД выезжая на доверенный им участок не на машине принадлежащей полиции, а на своей собственной. В этом случае Вы можете процитировать 41 пункт того же 185 приказа:

41. При выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается.

Говорю за себя — если на трассе я увижу, что меня "тормозят" сотрудники полиции, рядом с которыми стоит машина без специальных знаков — проеду мимо, так как согласно статьи КоАП 12.25:

Невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства — влечет наложение административного штрафа в размере от двухсот до пятисот рублей.

500 рублей — это не такие большие деньги, чтобы рисковать своей жизнью, а суд, в случае чего, уже разберётся кто прав, а кто виноват.


Идём далее — Вас остановили. Вспоминаем пункт 20 приказа 185:

При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.

Это Важно, так как первое, что Вы должны услышать — причину Вашей остановки. И если Вы её не слышите то должны произнести  следующее "Назовите, пожалуйста, причину моей остановки". Согласно данного приказа сотрудник ДПС обязан назвать одну из причин указанных в 63 пункте — других причин для остановки Вашего транспортного средства не существует:

63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
— установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

Здесь всё понятно — если Вы нарушили правило дорожного движения будь добр остановись. Что делать дальше — я расскажу ниже по тексту, ну а пока продолжим читать:

- наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
— наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

Есть ориентировка на Вашу эксклюзивную машину? — попросите показать её, так как статья 24 Конституции РФ гласит:

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Читаем далее причины остановки из 63-ого пункта:

- необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
— необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
— необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
— выполнение распорядительно-регулировочных действий;

Ну надо так надо. Здесь даже спорить не стоит.

- необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);

Лично я согласен на штраф предусмотренный КоАП от 100 до 200 рублей (ст 12.25).

- проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Смотрим внимательно то, что написано в скобках — "только на стационарных постах ДПС". Т.е. просто так стоящий на обочине сотрудник ДПС проверять Ваши документы никакого права не имеет. Ну и последний пункт, в соответствии с которым Вы также имеете право на ознакомление со всеми необходимыми документами, звучит так:

- проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

НО при этом сотрудник ДПС уверяет, что Вы проехали на красный сигнал светофора, не пропустив при этом пешехода на "зебре", ну и конечно же остановились в неположенном месте с огромным превышением скорости. Здесь мы сразу же вспоминаем Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

Статья 1.5. Презумпция невиновности
1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Если Вы уже нарушали ПДД, и Вас на этом ловили на месте, то Вы знаете о том, что сотрудник ДПС в очень редких случаях сам сразу называет нарушение, которое Вы допустили. Очень часто он пытается сделать так, чтобы Вы сами назвали его и затем уже начали оправдываться. Вот в этом случае и начинает работать вышеупомянутая мной 1.5. КОАП. Т.е. если у сотрудника ДПС нет видеозаписи, с видео-камеры, имеющей не просроченный сертификат, где чётко видно Ваше транспортное средство с чётко просматриваемыми номерами, где Вы зафиксированы в момент совершения правонарушения — Вам ничего предъявить не могут. Разумеется, у сотрудника ДПС могут быть свидетели, которые, обычно, стоят там же рядом с сотрудником ДПС. Но здесь тоже вопрос неоднозначный, так как в суде, показания таких свидетелей можно былобы попробовать переквалифицировать из свидетельских в "заведомо ложные" (ст. 307 УК). В качестве доказательства можно запросить протоколы штрафов за последний месяц — и узнать сколько раз данный свидетель был привлечён в качестве свидетеля по одному и тому же административному правонарушению. Разумеется, быть свидетелем можно сколько угодно раз и это не противозаконно, но данный факт может стать основой для проведения дополнительных проверок со стороны контролирующих органов.

Но сотрудник ДПС совершенно беспочвенно начинает тянуть время, ну а мы, тем временем, продолжаем читать 185:

25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.

Т.е. спокойно достаём видеокамеру/сотовый телефон/фотоапарат или наводим на него объектив видеорегистратора и параллельно начинаем звонить …

23. …. По требованию участника дорожного движения сотрудник должен сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.

По-хорошему телефоны контролирующих органов у Вас уже должны быть под рукой, но если их нет — требуйте. 

Добавить комментарий